Краска, способная поведать правду
История старинных полотен хранит множество захватывающих тайн. Вот, к примеру, два полотна «Святой Иероним и ангел», созданные в антверпенской студии Антониса Ван Дейка в начале XVII века. Которая из этих картин оригинал, а которая копия с него (может, даже не Ван Дейком писанная)? Или другой пример: разве не интересно проследить зигзаги творческой мысли художника, создававшего гениальную картину и оставившего нам лишь один вариант – окончательный. Но как это можно увидеть?
Оказывается, есть способ. Все дело в свинце. Точнее, в свинцовых белилах, которые искусствоведы отнюдь не случайно называют «самым важным красителем в истории европейской живописи».
Именно свинцовые белила делают возможным рентгенографическое исследование старинных полотен при условии, что художник не жалел их, подготавливая холст к работе. Рентгеновское излучение способно проникать почти во все вещества, хотя и в разной степени. А свинцовые белила гораздо плотнее других красок (скажем, охры) и потому лучше видны на рентгеновских снимках.
Рентгенофлуоресцентный метод анализа известен более ста лет, но использовать его при исследовании картин старых мастеров стали сравнительно недавно. С помощью этой радиографии в цвете глазам исследователей под слоями краски предстают вновь «открытые» картины и раскрываются заключенные в них тайны. Например, есть у Ван Гога картина «Лоскут травы», написанная в 1887 году в Париже. На ней под красочным слоем был обнаружен портрет молодой женщины, ранее написанный художником, а потом закрашенный. Ван Гог, живший в бедности, имел привычку писать свои полотна на использованных, старых холстах. Специалисты считают, что примерно треть его ранних работ скрывает под собой другие изображения.
Для искусствоведов большой интерес представляет техника работы великих живописцев, сам процесс создания картин. Посмотреть нижние слои означает увидеть изначальный замысел художника. Специалисты исследовали таким методом одну из картин Тициана – «Диана и Актеон». Великий венецианец в XVI веке изобразил античный сюжет о том, как богиня Диана наказала молодого дерзкого охотника Актеона, который подглядывал за ней во время купания. Богиня разгневалась и превратила любопытного юношу в лесного оленя, который загрызли собственные псы.
Исследуя нижние слои картины, ученые увидели следы творческих мук Тициана: он никак не мог изобразить момент превращения несчастного Актеона в оленя, бесконечно менял его позы и ракурсы, пока не добился максимальной выразительности.
Но помимо любопытства есть и другие резоны для подобных исследований. Дело в том, что реставраторам нечасто удается заполучить старинное полотно в его первозданном виде. С одной стороны, за прошедшие столетия над ним немало потрудилось время, с другой – горе-реставраторы прежних эпох. В прошлые столетия считалось, что реставратор должен подновить картину, придать ей яркость и сочность красок. А как он это сделает – его забота. Вот и случалось сплошь и рядом, что работники искусства обращались с великими полотнами как с набросками подмастерьев: могли оттереть краску, переписать заново одежду, фон или детали – словом, «улучшить» картину согласно своему вкусу и разумению.
В наши дни реставраторы, напротив, стремятся сохранить полотно таким, каким оставил его художник, ничего от себя не прибавив. В этом им очень помогают рентген и способность белил «рассказывать правду» о прошлом картины.
Есть у художника Джованни Беллини картина «Пир богов». Когда ее исследовали в рентгеновских лучах, выяснилось, что к полотну приложил руку не только автор, но и его коллеги – Доссо Досси и Тициан. Последний вмешался в замысел Беллини, добавив к лесистому пейзажу на заднем плане крутые скалистые горы.
Но вернемся к Ван Дейку и к его одинаковым «Святым Иеронимам…». Один из них хранится в Национальном музее Швеции (прежде он принадлежал собранию королевской семьи и был создан по заказу короля Адольфа Фредерика), другой – в Голландии. Искусствоведы чуть ли не 40 лет спорили, который из «Иеронимов» раньше написан. Наконец в 2009 году провели рентгенографию. Победил голландский «Иероним». На этом полотне обнаружились детали, сначала нарисованные, а потом закрашенные художником. Оказалось, красный плащ Иеронима первоначально был длинным, укрывая отшельника до ступней. Да и ангел за его спиной имел другой вид. А шведскому «Иерониму», увы, не повезло – в ходе предыдущих реставраций его лицо и складки одеяния повредили недобросовестные живописцы.
Единственное, что осталось тайной: кто нарисовал шведский вариант картины – сам Ван Дейк или его ученики по образцу мастера.
Оказывается, есть способ. Все дело в свинце. Точнее, в свинцовых белилах, которые искусствоведы отнюдь не случайно называют «самым важным красителем в истории европейской живописи».
Именно свинцовые белила делают возможным рентгенографическое исследование старинных полотен при условии, что художник не жалел их, подготавливая холст к работе. Рентгеновское излучение способно проникать почти во все вещества, хотя и в разной степени. А свинцовые белила гораздо плотнее других красок (скажем, охры) и потому лучше видны на рентгеновских снимках.
Рентгенофлуоресцентный метод анализа известен более ста лет, но использовать его при исследовании картин старых мастеров стали сравнительно недавно. С помощью этой радиографии в цвете глазам исследователей под слоями краски предстают вновь «открытые» картины и раскрываются заключенные в них тайны. Например, есть у Ван Гога картина «Лоскут травы», написанная в 1887 году в Париже. На ней под красочным слоем был обнаружен портрет молодой женщины, ранее написанный художником, а потом закрашенный. Ван Гог, живший в бедности, имел привычку писать свои полотна на использованных, старых холстах. Специалисты считают, что примерно треть его ранних работ скрывает под собой другие изображения.
Для искусствоведов большой интерес представляет техника работы великих живописцев, сам процесс создания картин. Посмотреть нижние слои означает увидеть изначальный замысел художника. Специалисты исследовали таким методом одну из картин Тициана – «Диана и Актеон». Великий венецианец в XVI веке изобразил античный сюжет о том, как богиня Диана наказала молодого дерзкого охотника Актеона, который подглядывал за ней во время купания. Богиня разгневалась и превратила любопытного юношу в лесного оленя, который загрызли собственные псы.
Исследуя нижние слои картины, ученые увидели следы творческих мук Тициана: он никак не мог изобразить момент превращения несчастного Актеона в оленя, бесконечно менял его позы и ракурсы, пока не добился максимальной выразительности.
Но помимо любопытства есть и другие резоны для подобных исследований. Дело в том, что реставраторам нечасто удается заполучить старинное полотно в его первозданном виде. С одной стороны, за прошедшие столетия над ним немало потрудилось время, с другой – горе-реставраторы прежних эпох. В прошлые столетия считалось, что реставратор должен подновить картину, придать ей яркость и сочность красок. А как он это сделает – его забота. Вот и случалось сплошь и рядом, что работники искусства обращались с великими полотнами как с набросками подмастерьев: могли оттереть краску, переписать заново одежду, фон или детали – словом, «улучшить» картину согласно своему вкусу и разумению.
В наши дни реставраторы, напротив, стремятся сохранить полотно таким, каким оставил его художник, ничего от себя не прибавив. В этом им очень помогают рентген и способность белил «рассказывать правду» о прошлом картины.
Есть у художника Джованни Беллини картина «Пир богов». Когда ее исследовали в рентгеновских лучах, выяснилось, что к полотну приложил руку не только автор, но и его коллеги – Доссо Досси и Тициан. Последний вмешался в замысел Беллини, добавив к лесистому пейзажу на заднем плане крутые скалистые горы.
Но вернемся к Ван Дейку и к его одинаковым «Святым Иеронимам…». Один из них хранится в Национальном музее Швеции (прежде он принадлежал собранию королевской семьи и был создан по заказу короля Адольфа Фредерика), другой – в Голландии. Искусствоведы чуть ли не 40 лет спорили, который из «Иеронимов» раньше написан. Наконец в 2009 году провели рентгенографию. Победил голландский «Иероним». На этом полотне обнаружились детали, сначала нарисованные, а потом закрашенные художником. Оказалось, красный плащ Иеронима первоначально был длинным, укрывая отшельника до ступней. Да и ангел за его спиной имел другой вид. А шведскому «Иерониму», увы, не повезло – в ходе предыдущих реставраций его лицо и складки одеяния повредили недобросовестные живописцы.
Единственное, что осталось тайной: кто нарисовал шведский вариант картины – сам Ван Дейк или его ученики по образцу мастера.