Взглянуть на солнце и не ослепнуть
"АВАНТЮРА" прочитала книгу: Ирвинг Ялом «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».
Попытка вглядеться в солнце
Автор имеет мужество взглянуть на этот вопрос с рациональных позиций, считая, что жизнь вообще и человеческая жизнь в частности зарождается по воле случая и что она конечна, что нам не на кого рассчитывать в этом мире, кроме самих себя. Он убежден, что никто «наверху» не заинтересован в эволюции человека, не выставляет ему оценок по поведению и не снабжает его при рождении заранее разработанной «судьбой». Ялом придерживается мнения, что всем нам приходится самостоятельно решать, как прожить свою жизнь счастливо и осмысленно.
Жить, сознавая собственную смертность, так же трудно, как вглядываться в солнце, признает автор. Но и существовать, вечно цепенея от ужаса, тоже не дело, поэтому люди изобретают разные способы смягчить страх смерти.
Страх смерти может существовать в открытой форме, когда человек чувствует себя потрясенным перед вечностью, боится исчезнуть навсегда, на веки вечные, или, отринув невыносимую мысль о небытии, мучительно размышляет, где окажется после смерти.
Но бывает и так, что страх смерти, отравляющий человеку жизнь, очень непросто обнаружить. Часто он едва уловим, скрывается под маской других проблем и порой требует тщательного и глубокого исследования. В качестве примера Ялом приводит историю своей пациентки, которая мучилась от неопределенности в отношениях со своим бойфрендом, сомневалась, стоит ли приглашать его с собой на вечеринку, где все знакомые воспримут их как сложившуюся пару. Казалось бы, что общего между подобными терзаниями и страхом смерти? Однако Ялом умело вскрывает эту взаимосвязь и показывает ее читателю.
Беспричинные страхи и ночные кошмары, жажда известности и славы – это тоже проявления страха смерти, хотя сам человек и не сознает этого. Так же как непрестанные и явно излишние переживания родителей за судьбу выросших детей. Мы бессознательно цепляемся за них, поскольку дети – наш способ оставить себя в будущем, попытка обеспечить собственное бессмертие.
Обнаружение замаскированного страха смерти, считает Ялом, может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений.
Этим термином автор называет некое экстраординарное и необратимое событие, которое переворачивает наше восприятие жизни. И приводит примеры таких событий:
• горе от потери любимого человека;
• смертельная болезнь;
• разрыв любовных отношений;
• жизненная веха – например, 50-, 60-, 70-летие;
• уход из дома выросших детей (ситуация «пустого гнезда»);
• потеря работы, смена сферы деятельности;
• уход на пенсию;
• необычные по силе сновидения, передающие послание из глубин нашего «я».
В результате пробуждающего переживания человек, прежде поглощенный повседневностью и уделявший внимание малозначащим сиюминутным вещам, внезапно сознает, насколько они мелки и поверхностны, и сосредотачивается на чуде бытия как таковом, начинает ценить саму возможность жить, понимает, что значит наслаждаться каждым моментом.
Пробуждающее переживание заставляет нас задумываться о том, чего мы еще не сделали в своей жизни, побуждает осознать упущенные возможности. Ялом выводит из этого своего рода формулу: «чем менее эффективно прожита жизнь, тем болезненнее страх смерти». Автор предлагает проделать мысленный эксперимент, описанный Ницше: представить, что придется снова и снова проживать эту свою жизнь раз за разом во всех ее подробностях, радостях и горестях. Если опыт окажется болезненным, вывод очевиден: вы уверены, что прожили свою жизнь плохо. Но в чем состоит это «плохо»? «О чем вы жалеете и что можете изменить в будущем?» – вот вопросы, которые задает Ялом своим пациентам. В результате такой переоценки человек получает возможность наполнить свое существование тем, что для него действительно важно.
Идеи и озарения великих мыслителей могут служить лекарством против страха смерти, считает Ялом. Сам он наиболее высоко ценит аргументы Эпикура – древнегреческого философа, который был убежден, что истинная цель философии – облегчать человеческие несчастья, а корень их он видел в вездесущем страхе смерти, который проникает в нашу жизнь, обессмысливает ее и омрачает все до единого удовольствия.
Облегчая страх смерти, Эпикур сформулировал ряд аргументов. Вот три самых известных:
«Волновой эффект» может включать в себя:
– завоевание высокого статуса через свои достижения – творческие, финансовые, политические;
– создание именных премий или стипендий;
– внесение вклада в сокровищницу человеческих знаний.
«Волновой эффект» основан на способности оставить другим – неважно, знакомым или нет, – нечто из нашего жизненного опыта: мысли, подходы к решению проблем, крупицы мудрости, наши добрые поступки. Это своего рода «волны», идущие от нас и дарующие другим людям радость и силу, способы противостоять злу жизни. Как сказала одна женщина, умирая: «Ищите меня в моих друзьях».
«Какое утешение, какой надежный фундамент смысла жизни заключен в этой мысли! – восклицает Ялом. – Вот извечное послание любому человеку: добрые дела остаются с нами до конца жизни и отзываются в последующих поколениях».
Целительную силу «волнового эффекта» автор видит еще и в том, что этот способ помогает нам осознать глубину наших взаимосвязей с другими людьми.
Подчеркивая, что установление контакта с окружающими бесценно и целительно, Ялом приводит комментарий одной своей умирающей пациентки: «Ночь черна, как смоль. Я одна плыву на лодке по заливу. Вижу огни других лодок. Я знаю, что не могу до них добраться, не могу поплыть вместе с ними. Но как же меня успокаивает один вид всех этих огней, озаряющих залив!»
Жить, сознавая собственную смертность, так же трудно, как вглядываться в солнце, признает автор. Но и существовать, вечно цепенея от ужаса, тоже не дело, поэтому люди изобретают разные способы смягчить страх смерти.
Обнаружение страха
Но бывает и так, что страх смерти, отравляющий человеку жизнь, очень непросто обнаружить. Часто он едва уловим, скрывается под маской других проблем и порой требует тщательного и глубокого исследования. В качестве примера Ялом приводит историю своей пациентки, которая мучилась от неопределенности в отношениях со своим бойфрендом, сомневалась, стоит ли приглашать его с собой на вечеринку, где все знакомые воспримут их как сложившуюся пару. Казалось бы, что общего между подобными терзаниями и страхом смерти? Однако Ялом умело вскрывает эту взаимосвязь и показывает ее читателю.
Беспричинные страхи и ночные кошмары, жажда известности и славы – это тоже проявления страха смерти, хотя сам человек и не сознает этого. Так же как непрестанные и явно излишние переживания родителей за судьбу выросших детей. Мы бессознательно цепляемся за них, поскольку дети – наш способ оставить себя в будущем, попытка обеспечить собственное бессмертие.
Обнаружение замаскированного страха смерти, считает Ялом, может послужить позитивным импульсом, сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений.
Пробуждающее переживание
Этим термином автор называет некое экстраординарное и необратимое событие, которое переворачивает наше восприятие жизни. И приводит примеры таких событий:
• горе от потери любимого человека;
• смертельная болезнь;
• разрыв любовных отношений;
• жизненная веха – например, 50-, 60-, 70-летие;
• уход из дома выросших детей (ситуация «пустого гнезда»);
• потеря работы, смена сферы деятельности;
• уход на пенсию;
• необычные по силе сновидения, передающие послание из глубин нашего «я».
В результате пробуждающего переживания человек, прежде поглощенный повседневностью и уделявший внимание малозначащим сиюминутным вещам, внезапно сознает, насколько они мелки и поверхностны, и сосредотачивается на чуде бытия как таковом, начинает ценить саму возможность жить, понимает, что значит наслаждаться каждым моментом.
Пробуждающее переживание заставляет нас задумываться о том, чего мы еще не сделали в своей жизни, побуждает осознать упущенные возможности. Ялом выводит из этого своего рода формулу: «чем менее эффективно прожита жизнь, тем болезненнее страх смерти». Автор предлагает проделать мысленный эксперимент, описанный Ницше: представить, что придется снова и снова проживать эту свою жизнь раз за разом во всех ее подробностях, радостях и горестях. Если опыт окажется болезненным, вывод очевиден: вы уверены, что прожили свою жизнь плохо. Но в чем состоит это «плохо»? «О чем вы жалеете и что можете изменить в будущем?» – вот вопросы, которые задает Ялом своим пациентам. В результате такой переоценки человек получает возможность наполнить свое существование тем, что для него действительно важно.
Идеи против страха
Облегчая страх смерти, Эпикур сформулировал ряд аргументов. Вот три самых известных:
• смертность души. Эпикур верил, что душа смертна и исчезает вместе с телом. А раз так, нечего бояться загробной жизни, ведь мы не будем ничего осознавать, не будем сожалеть о потерянной жизни.
• смерть есть ничто. Раз душа рассеивается после смерти и не может ощущаться, то смерть в конечном итоге есть ничто. «Смерти для нас нет, – утверждал Эпикур, – мы с ней не встречаемся, когда она есть – нас нет». «Зачем бояться смерти, если мы даже не можем почувствовать ее?» – спрашивал философ.
• аргумент симметрии. Он гласит, что состояние небытия, в которое мы попадаем после смерти, – то же самое, в котором мы пребывали до рождения. Философы и сегодня спорят, так ли это, но умственные спекуляции не мешают силе, содержащейся в этой идее, утешать умирающих.
Одной из самых мощных идей, способных противостоять страху смерти, Ялом считает «волновой эффект», подразумевая, что «каждый человек, не зная и не думая об этом, распространяет вокруг себя концентрические круги влияния, которое может затрагивать других людей на протяжении многих лет, из поколения в поколение».
• смерть есть ничто. Раз душа рассеивается после смерти и не может ощущаться, то смерть в конечном итоге есть ничто. «Смерти для нас нет, – утверждал Эпикур, – мы с ней не встречаемся, когда она есть – нас нет». «Зачем бояться смерти, если мы даже не можем почувствовать ее?» – спрашивал философ.
• аргумент симметрии. Он гласит, что состояние небытия, в которое мы попадаем после смерти, – то же самое, в котором мы пребывали до рождения. Философы и сегодня спорят, так ли это, но умственные спекуляции не мешают силе, содержащейся в этой идее, утешать умирающих.
Волновой эффект
«Волновой эффект» может включать в себя:
– завоевание высокого статуса через свои достижения – творческие, финансовые, политические;
– создание именных премий или стипендий;
– внесение вклада в сокровищницу человеческих знаний.
«Волновой эффект» основан на способности оставить другим – неважно, знакомым или нет, – нечто из нашего жизненного опыта: мысли, подходы к решению проблем, крупицы мудрости, наши добрые поступки. Это своего рода «волны», идущие от нас и дарующие другим людям радость и силу, способы противостоять злу жизни. Как сказала одна женщина, умирая: «Ищите меня в моих друзьях».
«Какое утешение, какой надежный фундамент смысла жизни заключен в этой мысли! – восклицает Ялом. – Вот извечное послание любому человеку: добрые дела остаются с нами до конца жизни и отзываются в последующих поколениях».
Целительную силу «волнового эффекта» автор видит еще и в том, что этот способ помогает нам осознать глубину наших взаимосвязей с другими людьми.
Подчеркивая, что установление контакта с окружающими бесценно и целительно, Ялом приводит комментарий одной своей умирающей пациентки: «Ночь черна, как смоль. Я одна плыву на лодке по заливу. Вижу огни других лодок. Я знаю, что не могу до них добраться, не могу поплыть вместе с ними. Но как же меня успокаивает один вид всех этих огней, озаряющих залив!»