Яйца резные: Концентрация до последнего нейрона
Ни один из народов мира не остался равнодушен к яйцу. Эта чудесная и хрупкая вещь завораживала, рождая мифы о сотворении мира, о происхождении Елены Прекрасной – причины Троянской войны, о Воскресении Христовом, о смерти Кощея Бессмертного, а также неразрешимые вопросы средневековых философских диспутов: что было раньше – курица или?.. (Кстати, смысл этих дебатов был не в установлении приоритета рождения птицы и яйца, а в первичности Духа или Материи, яйцо и курица были лишь метафорами).
Яйцо – символ рождения, солнца, Вселенной, а еще – состояния перехода, перевоплощения. В Китайской традиции из яйца родились все мировые стихии.
Хрупкость яйца, белизна яйца, гладкость яйца, его совершенная форма – все это позволило считать яйца птиц – чудом. Чтобы подчеркнуть важность этого символического значения, люди не ленились украшать яйца и любили дарить их друг другу. И продолжают делать это.
Для ряда культур подношение яиц в дар считается выражением любви, почтения, преданности и пожеланий счастья – как и подношение цветов. И украшение яиц здесь можно сравнить с искусным оформлением букета.
Не только ювелирные подобия яиц стали в мире традиционным сувениром – причем весьма статусным, как шедевры Фаберже. Множество способов и стилей расписывать яйца, украшать их вышивкой или аппликацией не так давно пополнились еще одним удивительным изобразительным ремеслом: резьбой по яичной скорлупе и ее гравировкой. Это стало возможным после появления высокоскоростных сверл.
Первые шедевры этого направления появились при использовании стоматологического оборудования. Сейчас используются специальная электроприводная гравировальная машинка со скоростью вращения 15-35 тысяч оборотов в минуту или воздушная турбина со скоростью вращения 400 тысяч об/мин.
Скорлупку, выдув из нее содержимое, промыв и высушив, сначала покрывают узором, нанесенным карандашом, а потом начинают просверливать его тонким высокоскоростным сверлом. Или гравировать. Завершив процесс, яйцо покрывают лаком и помещают на подставку. Все. Но попробуйте-ка повторить это сами!
Даже признанные мастера-резчики, такие как Лью Дженсен, Дон Лиск, Гэри Ле Мастер и Брайан Бейти признают, что прежде, чем получить первую безупречную работу, раздавили множество яиц, да и ныне любое неверное их движение неминуемо все испортит. Вот тут-то и кроется главный секрет яичного резчика.
Даже признанные мастера-резчики, такие как Лью Дженсен, Дон Лиск, Гэри Ле Мастер и Брайан Бейти признают, что прежде, чем получить первую безупречную работу, раздавили множество яиц, да и ныне любое неверное их движение неминуемо все испортит. Вот тут-то и кроется главный секрет яичного резчика.
Слово «терпение», которым иногда пытаются определить необходимые психические качества мастера этого вида искусства, здесь, пожалуй, не совсем уместно. Речь идет не о терпении, а о невероятной концентрации, состоянии, когда рука мастера просто не может дрогнуть. Работа эта очень напоминает медитацию, да и сама по себе является чем-то близким к этой практике. Никакое средство обезопасить материал здесь не эффективнее психического настроя, при котором человек внутренне сосредоточен и погружен в свою работу «до последнего нейрона»!
Любуясь ажурными произведениями резчиков по скорлупе куриной, утиной, гусиной и страусиной, мы – сами того не желая – поддаемся психической индукции, которая успокаивает нас и хотя бы частично погружает в то состояние, в котором пребывал мастер в процессе работы.
Созерцание этого чуда чужой мелкой моторики – а именно она у резчиков по скорлупе доведена до поразительного совершенства – мы активизируем зоны нашего мозга, отвечающие за когнитивные процессы и речь.
Так что есть у резных скорлупок еще один смысл, помимо символического и эстетического. Медитативный и – в конечном счете – оздоровительный.
Так что есть у резных скорлупок еще один смысл, помимо символического и эстетического. Медитативный и – в конечном счете – оздоровительный.